Воскресенье, 05.05.2024, 17:27
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Декабрь » 7 » Олимп Центральной Азии - Кайлас
13:27
Олимп Центральной Азии - Кайлас

Гора известна под многими именами: у европейцев под именем Кайлас, у китайцев — Гандисышань либо Ганжэньбоци, в традиции бон — Юндрунг Гуцег, в древних текстах на тибетском языке ее называют Канг Римпоче — «Драгоценная снежная гора» или «Великая снежная».

Высота Кайласа до сих пор остается спорным вопросом. Тибетские монахи утверждают, что Кайлас имеет высоту 6 666 м, ученые же расходятся во мнениях. По их мнению, она может быть от 6668 до 6714 м. Гималайские горы считаются молодыми и высота их увеличивается в среднем с учетом обветривания породы на 0,5-0,6 см в год. Кайлас – не самая высокая гора в своем районе, однако ее выделяет среди других пирамидальная форма со снежной шапкой и гранями, сориентированными практически точно по сторонам света. На южной стороне расположена вертикальная трещина, которая примерно по центру пересечена горизонтальной. Это напоминает свастику. Кайлас иногда называют «Девятиэтажной горой свастики».

Непокоренная!

Географическое расположение Кайласа уникально: он находится в отдаленной, труднодоступной местности Западного Тибета и является одним из главных водоразделов Южной Азии. В районе Кайласа текут четыре главных реки Тибета, Индии и Непала: Инд, Сатледж, Брахмапутра и Карнали.

С горы берет начало один из истоков реки Ганг (русло временного водотока, заложившегося по вертикальной трещине в центральной части тела горы — внизу, у подошвы горы, русло смыкается с конусом выноса временного водотока).

Вершина горы остается непокоренной. В 1985 году знаменитый альпинист Райнхольд Месснер получил от китайских властей разрешение на восхождение, но в последний момент почему-то отказался.

В 2000-м году испанская экспедиция за достаточно значительную сумму приобрела пермит (разрешение) на покорение Кайласа у китайских властей. Команда установила базовый лагерь у подножия, но ступить на гору им так и не удалось. Тысячи паломников преградили путь экспедиции. Далай-лама, ООН, ряд крупных международных организаций, миллионы верующих во всем мире выразили свой протест покорению Кайласа, и испанцам пришлось отступить.

В 2004 году экспедиция профессора Ю.А. Захарова, по его словам, поднялось на высоту свыше 6 300 м по южному склону. По итогам экспедиции был снят документальный фильм, отмеченный Государственный Премией, вышел ряд публикаций, а также была проведена пресс-конференция.

Глазами очевидцев

Лишь совсем недавно Кайлас стал относительно доступен для иностранцев. Есть четыре основных пути, ведущих к горе: каждый из них проходит вдоль одной из четырех речных долин, расположенных в направлении четырех сторон света.

Перед тем, как пересечь с юга китайскую границу, следовало идти 6-8 дней от Симикота до Пуранга пешком по горным тропам, вдоль долины реки Карнали, преодолевая при этом горные перевалы.

К тому же, этот район — зона боевых действий оппозиционных сил Непала (маоистов), борющихся с официальной королевской властью.

Симикот оказался маленьким селением на 20-30 домиков, с небольшим земляным взлетно-посадочным полем (казалось, что с него только что убрали камни), зажатым со всех сторон горами.

Первое впечатление – это очень чистый воздух. Снежные вершины, поросшие густыми хвойными лесами; а там, где не было лесов, на голых склонах, – рисовые поля. Как их обрабатывают на такой крутизне, трудно вообразить.

Пейзажи, которые открываются со всех сторон, захватывают своей необычайностью.

Внизу шумит бирюзового цвета река. Выше, на скалах, растут самые разнообразные деревья и кустарники: видно, как листва, внизу ярко-зеленая, выше меняет свой цвет на ярко-желтый, а над ней – белые шапки ледников, с которых стекают маленькие ручьи.

По дороге попадаются селения, нанесенные на карту, но состоящие из одного, в лучшем случае из двух-трех домиков.

Судя по всему, в каждом из жилищ проживает род или семья. Семьи очень многодетны. Детишки симпатичные, — общительные и смышленые.

Вкус воды в Гималаях запомнится на всю жизнь, — ее надо попробовать; купание же длится не более десяти секунд, холод пронизывающий...

В конце длинного подъема оказываешься на перевале высотой в 4,7 тыс. м.; кругом голые скалы, дует очень сильный ветер.

За перевалом — горная пустыня... Через сто метров открывается дальнейший путь, — и к горлу подступает ком. Маршрут, обозначенный на карте, как трехкилометровый, на самом деле занимает километров десять; а спуск такой, что пройденный подъем кажется просто легкой прогулкой.

Подъем на высокие перевалы, ведущие к Тибету, — не просто акклиматизация, а своеобразное посвящение.

Как утверждают верующие, таким образом стирается «ложное эго» паломника, его чувство собственной неповторимости, собственного уникального Я.

Таким образом, человек приходит в состояние, наиболее благоприятное для восприятия тайной сути «страны богов»...

…Пуранг – это древний город у подножия горы Немо Наньи; в нем на протяжении многих сотен лет собирались непальские торговцы и тибетские паломники.

Путешествие к Кайласу по Тибету, кажется, проводит наблюдателя по ранним стадиям мировой эволюции: сначала природа предстает в прекрасной наготе — яркие, словно драгоценные камни, скалы и склоны гор лишены каких-либо признаков растительности, словно в дни сотворения мира.

Потом появляются простые жилища, вполне подобные древним постройкам, и крошечные возделанные поля.

Затем путь паломника преграждает горный массив Гурла Мандхата: говорят, он тоже имеет свастикообразную форму. А уж за ним, за крутым перевалом вас встречает сияющая ледяная вершина самой святой горы.

Однако перед ней находятся священные озера-близнецы Манасаровар (высота 4600 м) и Ракшас-Тал (4584 м), имеющие форму Солнца и Луны.

По легенде, озера, соответственно, связаны с силами света и тьмы.

Восточное озеро, Манасаровар (тиб. Тсо Мафам — «Непобежденный»), является самым высоко расположенным на Земле водоемом с пресной водой. Вода в нем не просто пресная; анализы подтверждают, что она необычайно чиста и остается такой уже много тысячелетий. Большую часть года в озере отражается огромный купол горы Кайлас. Красота озера поражает; необычайно богата окраска вод, от прозрачно-синей около берегов до изумрудно-зеленой ближе к центру.

Манасаровар окружают восемь буддийских монастырей.

По религиозным представлениям, озеро вместе с обителями — образ великого Колеса Жизни с восемью спицами.

Верующие совершают здесь парикраму, священный обход, занимающий от четырех до шести дней. Путь через все восемь монастырей равен благоприятному повороту Колеса, дающему шанс на скорое освобождение от новых воплощений — желанную для любого буддиста нирвану...

Другое предание гласит, что именно здесь находится земной рай и в нем произрастают травы, лечащие от всех болезней духа и тела. Действительно, в окрестностях Манасаровара растет много видов лекарственных растений; здесь же бьют целебные радиоактивные источники...

Само озеро богато форелью, карпами и другими пресноводными рыбами. На берегу можно найти высохших рыб, которые также высоко ценятся; говорят, что можно облегчить роды, съев лишь маленький кусочек такой рыбы.

Для паломников обязательно омовение в Манасароваре — оно избавляет от грехов и очищает перед посещением Кайласа.

По сравнению с Манасароваром, западное озеро — Ракшас-Тал — пользуется гораздо худшей репутацией. Озеро и вправду напоминает полумесяц; его считают воплощением сил тьмы, ночи и «темной» стороны сознания, необходимой, однако, для жизненной завершенности.

Манасаровар представляет собой положительное начало; Ракшас-Тал — отрицательное: но, подобно «ян» и «инь» китайской философии, эти начала не являются взаимоисключающими, а переходят друг в друга.

От Манасаровара до Дарчена (небольшое селение у южного основания горы, в котором начинается и заканчивается традиционная парикрама вокруг Кайласа) – всего несколько часов пути.

Благодаря глубоким долинам вдоль основания пика, паломники могут пройти этот маршрут за три-четыре дня, что нетипично для высокогорного мира Тибета и Гималаев.

Например, чтобы обойти гору Эверест (Джомолунгму), понадобилось бы три недели...

Ортодоксальные тибетцы обходят Кайлас от трех до 13 раз; однако, кое-кто из практикующих тибетский бег в состоянии транса совершает парикраму вокруг Кайласа всего за один день!

Это, однако, не вызывает здесь всеобщего восхищения: подобного загипнотизированного бегуна называют «кхи-кор», т. е., «бегающий вокруг, как собака»...

Другие великие энтузиасты совершают парикраму еще более экстремальным, но чрезвычайно долгим способом: простиранием. Они измеряют путь своими собственными телами, вытягиваясь на земле по всей длине дороги. Этот трудоемкий и болезненный обход занимает от 15 до 25 дней.

Считается, что одна парикрама вокруг горы Кайлас очищает от грехов вашу нынешнюю жизнь; десятикратный обход делает наилучшей карму, т. е., индивидуальную «программу», определяющую будущее воплощение, а сто восемь парикрам ведут к нирване.

Каждый участок этого пути исполнен символов и религиозных ассоциаций...

Паломники, направляющиеся к святой горе, верят в то, что перед ними центр мира, ось, которая соединяет небеса, землю и ад; единственное место, где возможна духовная трансформация.

Но никто не может приблизиться к Трону Богов или обойти мандалу Шивы-Разрушителя — средоточие высшей реальности называют по-разному — без риска для жизни или умственного здоровья.

Тот, кто истово совершает парикраму, проходит полный жизненный цикл, во время которого можно испытать символическую смерть — а то и не символическую, как те 53 погибших в течение года и Бог знает, сколько еще до них...

Иллюстрация индуистского значения горы Кайлас изображает священное семейство Шивы. 
XVIII в.

По ходу движения южная сторона Кайласа (Сапфировая сторона) видна из нескольких мест, а между горой и озерами Манасаровар и Ракшас-Тал открываются великолепные виды равнины Барка.

Двигаясь на запад, как бы к закату жизни, именно здесь паломники должны оставить то, что они хотели бы навсегда позабыть в своем прошлом.

Далее дорога поворачивает на север и выходит к долине Лха Чу. Скалы приобретают фантастические очертания. Причудлив каньон, чьи склоны сложены из красных, оранжевых, розовых слоев...

Тарбоче — Великий молитвенный флагшток, флаг на котором обновляют в день полнолуния четвертого лунного месяца, во время праздника, посвященного Просветлению Будды. После того, как флаг полностью поднят, тибетцы рассматривают его положение, ибо оно предвещает будущее. Если он реет в сторону Кайласа, — значит, местным жителям предстоит пережить голод, болезни и, возможно, чью-то безвременную смерть. Если же флаг направлен в обратную сторону, возникает тревога. Над Тарбоче нависает огромный плоский скалистый выступ из красного камня. На его поверхности высечено множество молитв и мантр. Именно сюда, как утверждают верующие, и прибыл Будда со своими 500 учениками из Индии. Говорят, что они попали в это место, использовав свои сверхъестественные силы и пролетев над Гималаями.

Значимость Тарбоче связана со святостью близлежащего кладбища Драчом Нгагье Дуртре (Восьмидесяти Четырех Махасиддх), расположенного на хребте к востоку от флагштока. Это кладбище известно благодаря месту, оставленному специально для умерших монахов и лам.

Из-за многочисленных «небесных похорон» (без погребения трупов), проводимых на протяжении веков, воздух здесь зловонен. У основания кладбища течет маленький ручей с кристально чистой водой. Тибетцы верят, что благочестивые люди могут сквозь него увидеть подземное озеро...

С кладбища дорога спускается к природной арке Чортен Кангний. Прохождение под ней избавляет от прежних грехов.

Еще через час-полтора ходьбы слева от долины открывается монастырь Чуку Гомпа, в котором есть много чтимых памятников и ритуальных атрибутов.

Далее дорога идет вверх по долине; взгляду предстает во всем своем суровом великолепии западная сторона Кайласа. Склон горы здесь имеет особые очертания, чем-то напоминающие кольца Сатурна. Похож он также на огромное вогнутое зеркало, влияние которого, кстати, ощутили на себе все участники нашего похода.

По преданию, эта впадина сжимает время; перед ней все прошлые, настоящие и будущие поступки человека видны, как на ладони...

Двигаясь дальше, паломник проходит через участок, трактуемый, как некое чистилище. Ноги вдруг становятся ватными, силы покидают тело...

Лишь когда зеркало склона в ходе движения перекрывают скалы из красного камня, — становится немного легче.

Несколько часов ходу, и путешественники проходят мимо Трех Вершин Долговечности, находящихся на противоположной стороне долины. Они считаются воплощением трех божеств: Будды Амитабы, Белой Тары и Виджаи. Справа над дорогой скала становится гладкой, похожей на гигантское сидение, также достойное бога...

Позднее дорога поворачивает на восток; отсюда пик горы Кайлас похож на четырехгранную пирамиду. Вверх по долине виден монастырь Дрира Пхук. Еще километр – и открывается панорама северной части горы.

В отличие от южной стороны с ее гладкими склонами, обычно покрытыми снегом, северная представляет собой практически вертикальную черную скалу высотой около 1520 м. Лишь кое-где на ней лежит снег, образуя овалы, подобные глазам, расположенным вдоль длинных горизонтальных полос...

Все это венчает практически круглый купол вершины, по бокам которого находятся две симметричных горы-стража.

Дорога ведет по каменистым уступам. Слева от нее встают пирамидальные гранитные плиты, испещренные трещинами. Это Шама Ри, немаловажная для паломников местность на пути обхода горы Кайлас. Они полагают, что, может быть, именно так выглядит ад, и молятся здесь о том, чтобы избежать последнего...

Шиватшал, место смерти. Паломники верят, что здесь они входят в ужасный мир Дордже Джигдже — бога Смерти, перед тем, как возродиться на вершине Дролма Ла. В жертву приносят хотя бы немного крови, — например, режут палец или расцарапывают десны. Таким образом, паломник отрешается от преданности своему телу и земной жизни, и смерть перестает быть предметом страха. В так называемой Яме Смерти, между двух скал, многие ложатся в позу покойника и мысленно представляют свое загробное путешествие после выхода души из тела, перед следующим воплощением.

Вот крупное, красноватого цвета образование на скале, известное под названием Шиндже Мелонг — Судное Зеркало Шиндже. Оно якобы обладает способностью определять, сколько грехов совершил человек. Немного далее располагается Бардо-Транг — большой камень, под которым есть узкий лаз. Если, пробираясь по нему, вы застреваете, — значит, на вашей совести слишком много грехов.

Продвигаясь дальше, встречаешь белый камень с красной отметиной, похожей на меч. Здесь также есть лазы, определяющие степень греховности. Первый проход — самый узкий, он символизирует странствие по аду. Протиснувшись через него, что весьма непросто, можно очень приблизиться к праведности. Выше на подъеме ждет камень, на поверхности которого надо найти три маленьких дырочки. Эти дырочки, смазанные маслом, предназначены специально для того, чтобы испытать преданность паломника его родителям (важная буддийская добродетель). Закрыв глаза, следует попытаться попасть в одну из них пальцем. Если палец попадает в нижнюю дырочку, — значит, человеку необходимо больше стараться, чтобы отплатить за родительскую любовь; если в верхнюю — стало быть, он хороший сын или дочь.

Пересечение седловины Дролма Ла — аллегория перехода из нынешней жизни в новую. Здесь паломник возрождается; все его грехи прощены благодаря состраданию Дролмы — богини Милосердия. Считается, что каждый из камней тут наделен тремя качествами: разумом, телом и речью. В центре перевала находится гигантский камень кубической формы, имеющий название Пхаванг Мебар. На нем собраны в пирамиду меньшие камни, которые поддерживают флагшток. От вершины последнего отходят длинные веревки с навешанными на них молитвенными флагами. Поверхность глыбы исписана мантрами, а немного над землей — как бы нарисованный самой природой, священнейший знак буддистов и индуистов «Ом».

Паломники собираются у этого камня, в высшей и самой святой точке парикрамы, чтобы отдохнуть совершить определенные обряды. Незнакомцы становятся здесь близкими и клянутся на всю жизнь оставаться братьями и сестрами. На Дролма Ла читают вслух священные тексты, молитвы, мантры. Кстати, на перевале обычно ищут знаки, которые поведали бы о грядущем. Важная примета — появление черного ворона. Внимательно следят, как птица приземляется. Если это происходит спокойно и сопровождается приятным для слуха звуком, издаваемым птицей, — остаток пути должен пройти без затруднений. Если же ворона падает камнем вниз, — ждет опасность; в этом случае следует совершать специальные долгие ритуалы.

За перевалом открылось священное Йокмо Тсо, озеро Сострадания.

В этом месте, уже идя к своему возрождению, следует быть предельно осторожным, так как велика вероятность, что давно забытые прошлые деяния могут в любой момент вылиться в несчастный случай, болезнь или смерть.

Озеро расположено на высоте 5608 м и является одним из самых высокогорных в мире. Паломники различных религий ведут себя здесь по-разному: индийцы купаются в озере, а тибетцы, наоборот, считают погружение осквернением священных вод. Вместо этого они совершают небольшое омовение — берут немного воды из озера и смачивают ею свои головы.

Последние крутые ступеньки, и паломник оказывается в долине Лхам-Чукир, с северо-восточной стороны Кайласа. В получасе ходьбы от подножия перевала находится Чакстал Ганг — третье место поклонения на пути парикрамы. Здесь открывается замечательный вид на восточную сторону Кайласа. Поблизости — камень со странным природным углублением, напоминающим след человеческой ступни. Говорят, это отпечаток ноги Будды-Целителя (Менлха Шабдже). Неподалеку есть еще один камень, именуемый Мен Кхук — Медицинская Сумка Будд-Целителей. От него отламывают и уносят кусочки, якобы имеющие лечебный эффект.

Хорошей славой пользуется и вода близкой реки Менлунг Чу — по рассказам, она особенно эффективна при лечении желудочных заболеваний. Еще немного ходу по пологому спуску долины, и вот путник уже возле монастыря Зутрул Пхук. Это третий монастырь на большом круге парикрамы, — а всего их вокруг Кайласа пять. Дело в том, что, кроме большого кольца, существует еще малое, внутреннее, совсем близкое к Трону Шивы. Там еще два монастыря. Но малый круг паломнику дозволено проходить лишь после того, как он одолеет тринадцать внешних, больших парикрам...

И вот странник видит знакомую (с обратной стороны), великолепную панораму огромной равнины Барга, массивные очертания гор Гурла Мандхата и «лунное» озеро Ракшас-Тал. Это последнее место поклонения на парикраме. Здесь река Жонг Чу вытекает из ущелья и далее течет по равнине.

Монастырь Дарчен – конечная точка мистического пути.

Бон — букв. «заклинать», «призывать» — одна из религий Тибета, сложившаяся на основе древнего шаманизма с примесью буддийских и иранских элементов.

Истинное значение символа свастики (др.-инд. «связанное с благом») искажено немецко-фашистскими спекуляциями ХХ века; это — бытовавший у многих культур Евразии знак солнцеворота («шагающее солнце»), благоденствия и процветания. В буддизме – символ вечного закона дхармы. Фигурировала и в раннем христианстве.

 «Ракшас» на санскрите — демон.

Этим способом, называемым «дандават» («подобный жезлу»), обходят или, вернее, обползают священные маршруты-парикрамы многие верующие во всей Индии. Интересно, что у православных богомольцев практиковался похожий обход известного озера Светлояр в Заволжье, где якобы находится «невидимый град Китеж».

Махасиддха — в индийской традиции, человек, достигший полного совершенства во владении чудесными способностями: делаться малым или большим, легким или тяжелым, мгновенно перемещаться в любую точку пространства, силой мысли управлять событиями и т. п.

Гипотезы Эрнста Мулдашева

«В тибетских текстах написано, что Шамбала является духовной страной и находится на северо-западе от Кайласа. Мне трудно рассуждать на эту тему с научной точки зрения. Но я могу совершенно утвердительно сказать, что комплекс Кайласа имеет прямое отношение к жизни на Земле; когда мы сделали карту-схему «Города Богов», состоящего из пирамид и каменных зеркал, то были весьма удивлены – схема оказалась похожей на пространственную структуру молекул ДНК».

Эрнст Мулдашев

Таинственный город богов

Это было очень давно. Сыны владели удивительной силой пяти элементов, с помощью которой построили гигантский город. Именно в нем, как утверждают восточные религии, находился Северный полюс до Всемирного потопа. Во многих восточных странах гора Кайлас считается святейшим местом на планете Земля. Она и окружающие Кайлас горы были построены с помощью могущественной силы пяти элементов: воздуха, воды, земли, ветра и огня.

В Тибете эту силу считают как психическую энергию Вселенной, как что-то недоступное и недосягаемое для осмысления человеческим умом! А тут еще на высоте 5680 метров находится знаменитая «Долина Смерти», пройти через нее можно только священной дорогой. Сойдешь с дороги – попадешь в зону действия тантрической силы. А каменные зеркала так изменяют ход времени для тех людей, которые туда попадали, что за считанные годы они превращались в стариков.

Каменные зеркала горы Кайлас

Эти уникальные каменные конструкции имеют гладкую или вогнутую поверхность. Наибольшая загадка для науки – способность каменных зеркал Кайласа изменять время. «Время» – это энергия, способная концентрироваться и распространяться.

Пример временного действия тибетских зеркал – загадочная смерть четырех альпинистов, которые во время экспедиции сошли с указанной священной дороги, а после возвращения за один год постарели и умерли. Медицина не смогла установить причину их смерти. Все каменные зеркала имеют разную форму и разные размеры. Одно из них которое имеет высоту 800 м, называют «Каменный дворец счастья».

Считают, что оно является местом перехода в параллельные миры. Наибольшие «зеркала» – плоские склоны западной и северной сторон главной пирамиды Кайлас. Они имеют четко вогнутую форму. Высота каждого из них – 1800 м. Ученые утверждают, что такие огромные плоскости имеют способность передавать энергию, которая накапливается в самих пирамидах, соединяя ее с потоками других энергетических сил Вселенной.

Просмотров: 559 | Добавил: Hoshirama | Теги: 6666, тибет, кайлас, тибетское нагорье, Канг Римпоче, эрнст мулдашев | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: